Приметы, гадания и заговоры на Троицу
Троица — один из главных христианских праздников, отмечается на пятидесятый день после Пасхи, потому называется еще Пятидесятницей. В этом празднике, помимо непосредственно православных традиций, присутствуют и черты древних языческих обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобной ереси, но в русском народе подобный дуализм — не редкость.
Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. Это был особый праздник земледельцев, время, когда посевная уже закончена, идет подготовка к сенокосу и первому сбору урожая, а потому несколько вольных денечков без тяжелой работы следовало отпраздновать. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.
Приметы на Троицу
Троица проходила всегда в начале лета. Для крестьян это время было очень важным: хороший дождь гарантировал густую траву, а значит — отличный сенокос, влажную, питательную землю, а значит — добрый урожай. Потому к приметам на Троицу относились очень бережно, передавая их в семье от взрослых детям.
Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав — траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.
Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.
Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время — время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.
За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище — помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали — и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.
Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками — считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.
Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу — к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.
А следующий день после Троицы — Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.
Гадания на Троицу
Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок — времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.
Самые распространенные гадания — «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок — «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла — хорошего ждать не придется. Если осталась прежней — будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.
Плести венки — тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл — оттуда и жених будет, остался у берега — не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул — и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.
Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.
Заговоры на Троицу
Богата культура русского человека — правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить — на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.
Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое — блины на Масленицу — та же традиция, так как круг — символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.
Круглая яичница — это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе — праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье — оберег от всего злого.
Для приворота на любимого берут освященную в церкви травку сплетают в венок и кладут под подушку, при этом говорят:
Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы: